В Храме Троицы Живоначальной в Остафьеве в воскресенье 4-й недели Великого Поста прошла Божественная Литургия, на которой традиционно совершается Память Преподобного Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник (Klimacus) назван так по своему главному сочинению «Лествица райская» (Scala paradisi).
Отрывочная биография Иоанна Лествичника написана, вероятно, современником и другом его, монахом Раифского монастыря (на берегу Суэцкаго залива на расстоянии 30 километров, или 30 верст, к юго-западу от Синая) Даниилом (Migne gr. t. LXXXVIII, col. 585—630).
Иоанн родился около 525 г. и 16-ти лет поступил в Синайский монастырь, откуда удалился впоследствии в уединенную келью, а потом — в пещеру у подошвы горы Синая. Сорок лет прожил Иоанн отшельником. Из уединения вызвали его синайские монахи, избравшие своим настоятелем, когда ему было уже 75 лет. Так произошло название Иоанна «Синаит». Другое название «Схоластик» было дано за его ученость. — В продолжение нескольких лет Иоанн оставался настоятелем Синайскаго монастыря, а затем снова удалился в уединение, в котором и пробыл до конца своей жизни. В 600 г. Иоанн был еще жив, так как сохранилось письмо Григория Вел. от 1-го сентября сего года, адресованное Иоанну, авве горы Синая. Память И. Лествичника церковь празднует 30 марта.
В своей «Лествице» Иоанн дает руководство к иноческой жизни, которая, — по его мысли, — представляет путь непрерывного и трудного восхождения по «лестнице» духовного самосовершенствования, возводящего подвижника на небо. Ступеней самосовершенствования Иоанн насчитывает 30, сообразно 30 годам жизни Спасителя до вступления Его на общественное служение. По своему содержанию «Лествица» разделяется на 2 части, из которых в 1-й говорится о пороках, противных христианской жизни (гл. 1—23), а вторая раскрывает понятие о нравственных и богословских добродетелях (гл. 24 — 30). По изображению «Лествицы», христианское совершенствование начинается отвержением «мира» и борьбой со «страстями». От рассеивающих удовольствий и чувственных наслаждений «дух» обращается к покаянию и печали, пребывая в постоянном памятовании смерти. Спасительная печаль смягчает сердце подвижника силою слез, освобождает его от себялюбия и снимает с него греховные наросты. Таким путем покаявшийся достигает состояния «молчания», когда он находит слова только для молитвы, песнопений и выражения «любви».
Дух и душа освобождаются от уз грубой чувственности, утончаются, получая действительную способность к общению с миром духовным, небесным, божественным. Блаженное «смирение» ведет по стезям последования Христу и отверзает дверь в небесное царство. — Победивший «страсти» получает высшую способность «различения» , которая помогает человеку замечать и распознавать в себе и других злые и добрые движения, подавлять первые и развивать вторые. В высшем состоянии богоподобного бесстрастия и спокойствия подвижник вступает уже на земле в прославленное состояние и созерцает, как бы в зеркале, райские блага. — Строгого и точного психологического анализа внутреннего самоусовершенствования «Лествица» не дает, ибо ее автор, конечно, и не ставил себе этой цели.В переходе от одной ступени к другой иногда трудно указать логическую или психологическую последовательность, а сами ступени не всегда ясно разграничены.
Цель сочинения не теоретическая, а практическая, — дать руководство в прохождении духовной жизни монашеской, и, как хорошо удовлетворяющее такой цели, оно издревле пользуется вполне заслуженной славой. Изложение «Лествицы» чуждо риторической напыщенности, причем, иногда встречаются даже пословицы. Вообще Иоанн Лествичник предпочитал афористическую форму сентенций и в немногих словах говорил многое. Источником при написании этого произведения, — кроме Священного Писания и личного подвижнического опыта, — служили несомненно известные ему труды предшествовавших ему аскетов, из которых он сам называет Евагрия, Кассиана, папу Григория 1-го или Великого и Георгия Арсилаита.
В виде прибавления к «Лествице» Иоанн написал другое небольшое сочинение: «К пастырю» , где он рисует идеал настоятеля монастыря, который, — по изображению писателя, — должен быть пастырем, кормчим, врачом, учителем и образцом для подчиненных. Оба сочинения написаны по просьбе друга Иоанна, настоятеля Раифского монастыря, также Иоанна, который написал на «Лествицу» комментарий. Такие же комментарии писал впоследствии Илия, архиепископ Критский и др.
Маргарита